Сальса – танец свободных людей
Они могут танцевать где угодно — была бы ровная площадка и сеть, куда можно включить магнитофон. Хотя можно и без сети — достаточно джаз-бэнда, музыканты которого освоили «горячую смесь» латиноамериканских ритмов, народную музыку африканцев и стран Карибского региона, добавив туда немного джаза и свинга. Зародившись на Кубе в 1930-е, уступив, ненадолго, в 1960-е авансцену рок-н-роллу, в 1970-е сальса-движение захватило новые площадки, дойдя до границ СССР, которые без особых усилий «открылись» в 1990-е и впустили сальсу на необъятные просторы. И вот уже наши северные соседи — эстонцы и финны — самозабвенно осваивают южную культуру, а сальсамания рискует распространиться на весь мир. И Беларусь не осталась в стороне от мировых тенденций. С недавних пор у нас появилось, несколько позже, чем у соседей, сальса-сообщество. И все благодаря усилиям одного человека -Юлии ШОСТАК, девушки с внешностью студентки-первокурсницы и с дипломом профессионального политолога.
— Мне очень нравилось танцевать. Вернее, танцами я не занималась, но любила смотреть по телевизору соревнования бальных танцоров, вообще любила смотреть на танцующих. И мне очень хотелось научиться танцевать. Поскольку я училась на франко-белорусском факультете, то часто ездила во Францию. Однажды оказалась в интернациональной компании, где были испанцы и мексиканцы. Они и привели меня на сапьса-дикотеку в клуб. Таких клубов в Париже — в каждом квартале на выбор: большие, маленькие, с различной музыкой и стилями танцев. Конечно же, вся эта атмосфера — латиноамериканская музыка, возбуждающие ритмы, темпераментные танцоры, легкость и простота в общении — произвела на меня впечатление. Вернувшись в Минск, я начала искать что-либо подобное. Но культура социальных танцев у нас абсолютно не развита, как и культура импровизации, свободного самовыражения.
— Что это за социальные танцы?
— Это клубные танцы. Сюда относятся такие направление, как аргентинское танго, свинг и сальса. Это своего рода общение через постоянную смену партнеров и, как следствие, хорошее настроение. Парам не нужно соревноваться друге другом: они танцуют как хотят, как чувствуют музыку и партнера.
— И как вы нашли выход?
— Мне повезло. Я пришла в студию бальных танцев, чтобы научиться хоть как-нибудь танцевать, и попала в группу к Олегу Костику, единственному на тот момент в Беларуси человеку, который увидел сальсу на Международном конгрессе в Питере и тоже «заболел» ею. И мы осваивали эту культуру по кассетам, искали информацию в интернете, скачивали ролики, что-то читали, изучали статьи. Очень помогло знание иностранных языков, поскольку на русском информации было недостаточно. Главное-желание, страстное желание сделать доступной культуру социальных танцев
— А как же умения?
— Сальсу может танцевать любой Единственное ограничение — я не берусь обучать детей и подростков. Все же им еще не интересны подобные танцы, да и сложны, потому что предполагают импровизацию, а подростки слишком заняты собой, возраст такой, чтобы обращать внимание на что-то еще. Что касается верхних пределов, они открыты. У меня занимается итальянец, который уже 5 лет живет и работает в Минске. Ему 51 год, он начинал танцевать сальсу еще в Италии.
— Что нужно для того, чтобы открыть свою школу?
— Прежде всего, научиться быть хорошим танцором. Я посещала Международные конгрессы в Питере, училась у преподавателей во Франции и Польше. И сейчас я постоянно учусь со своими учениками, потому что все только начинается. Если в России сальса существует уже 10 лет, то мы, можно сказать, пребываем на стадии зародыша. Поэтому я приглашаю преподавателей, чтобы двигаться дальше в ногу со временем. На сегодняшний день в сальсе существует три признанных танцевальных стиля: кубинская сальса — касино (casino), линейные стили Лос-Анжелес и Нью-Йорк. Если бы еще два года назад мне сказали, что у меня будет своя школа танцев, я бы не поверила. Но поскольку мне очень нравилась сальса, мне хотелось танцевать здесь. А танцевать не с кем. Пришлось открывать школу и учить.
— Вы все время говорите о конгрессах и семинарах. Что делают на этих мероприятиях, которые ассоциируются с докладчиками и обсуждениями в группах?
— Докладчиков там нет. Хотя у меня была мысль сделать семинар более теоретического плана.
— С обязательным освещением событий в Гондурасе.
— Почему в Гондурасе?
— Шутка была такая в советские времена. Наших людей, как истинных интернационалистов, интересовали события в далеком Гондурасе, Но теперь, как я понимаю, благодаря сальсе, этот Гондурас стал нам несколько ближе.
— Вернемся к конгрессам. Они могут отличаться друг от друга тематически, но в основе лежит стандартная схема: в течение трех дней проходят семинары по разным направлениям и стилям, по ночам — дискотека. Свободного времени нет совсем. Ни один конгресс не обходится без кубинской румбы, а еще ча-ча-ча, меренге, бачата…
— Не названия, а просто какой-то шепот волн! И все это теперь доступно в Минске?
— Я должна со всей ответственностью заявить и предостеречь: сальсу, равно как и некоторые другие социальные танцы, можно научиться танцевать только в моей школе. Ну, еще у Олега Костика в ДК Железнодорожников. В последнее время, поняв, что клубные танцы становятся модными, чуть ли ни в каждом объявлении стали писать: обучаем танцевать сальсу. Не верьте. Есть сальса-сообщество, которое мы создали вместе с партнерами и друзьями, у нас есть свой сайт. 22 января этого года произошло значимое событие для танцоров: в клубе «ГУДВИН» открылась сальса-дискотека. Теперь каждое воскресенье за весьма символическую плату можно приходить и танцевать, ведь чем больше человек будет ходить на дискотеки, тем быстрее он научится хорошо танцевать. На открытие дискотеки к нам впервые приехали гости — 40 человек. Это лучшие коллективы и преподаватели из России и Украины. Приехал даже ди-джей, потому что у нас нет своего ди-джея. И это очень печально. Мне не хотелось бы еще заниматься и подбором музыки.
— Где берете музыку?
— В основном переписываем, когда приезжают гости. В Минске можно найти разве что сборки «Музыка кубана» или что-то в этом духе.
— Тем не менее, как я слышала, вы замахнулись на проведение в следующем году фестиваля.
— Мы даже придумали название: SALSA РА-SUSIEDZKU. Хотим собрать всех наших соседей, из которых только литовцы, по-моему, сальсу не танцуют, пригласить еще эстонцев В основном мы общаемся с Россией и Украиной. Но они ничего не знают о польских школах. И все мы мало знаем о том, что происходит в Прибалтике. Так получилось, что Беларусь располагается в центре, и мы вполне можем собрать соседей. Я хорошо знаю школы в Кракове, Варшаве. Кстати, в ноябре поляки организуют I Международный конгресс.
— А чем фестиваль будет отличаться от конгресса?
— Мы планируем сделать акцент не на семинарах, а больше времени уделить общению и знакомству — не только друг с другом, но и со страной, с ее национальной культурой. Ведь, приезжая на конгресс, участники школ так и танцуют сами с собой. Это неинтересно. Чтобы танцевать со своими партнерами, совсем не обязательно куда-то выезжать. Поэтому мы хотим нарушить эту традицию и поменять партнеров.
— Как-то для наших северо-западных широт темперамента маловато, особенно скованны партнеры.
— Есть такое. Надо не только ритм слышать, но и чувствовать музыку, партнершу. Но это поправимо. Только с опытом приобретаются раскованность, умение импровизировать, свобода движений. И потом сальса — это не только танцы и музыка, это, прежде всего, очень интересные люди, с которыми приятно общаться и проводить свободное время.
Варя Ждун, «Кур´ер»
28 ноября 2005