В разделе «Люди нашего «Квартала» мы знакомим вас с интересными, необычными или просто чем-то очень нас вдохновляющими учениками Школы танцев Юлии Шостак.
Новая встреча – с Яном Колбаской, человеком c множеством увлечений, у которого всегда – сотня дел. Ну еще бы: программист, художник, создатель «партизанских» картин для улиц Минска и Вильнюса… А еще – прекрасный танцор кизомбы, и, подозреваю, один из худших танцоров сальсы. Хотя все начиналось именно с нее!
«Партнерши всем видом показывали, как им со мной неинтересно»
— Ян, ты до «Квартала» танцевал?
— Нет. В школе была ритмика, но от нее было ноль эффекта! Поэтому в какой-то момент я подумал: надо заняться танцами, я же вообще не танцую.
— Прекрасная мысль, которая тысячам парней почему-то не приходит в голову! И как начал?
— Лет шесть назад была «Ночь музеев», на ней — кварталовский мастер-класс… И там пригласили: приходите, первое занятие — бесплатно.
— Ты увидел, как люди танцуют, и захотел так же?
— Не совсем. Просто мне не нравилось, как я двигаюсь. А если мне что-то во мне не нравится, я это исправляю! Например, после вуза я год ходил к логопеду и исправлял «р», я картавил. Рр-р-р, — демонстрирует Ян. Подтверждаю: отчетливое качественное «р-р-р».
— Итак, пришел ты в «Квартал»…
— А там вел занятия Саша Душевский. Он меня очень располагает как человек, а классный преподаватель – это очень важно. Сальсой занимался год, но реально не успевал…
— По времени?
— Нет, по скорости усваивания материала. Я мало ходил на вечеринки, а когда ходил, была такая проблема. Я же новичок… Партнершам было неинтересно со мной танцевать, и они это прямо всем своим видом выражали.
— Мы больше так не делаем!!
— Но тогда было так. Я пару раз сходил и подумал: ну к черту! Через полгода я вернулся и еще полгода ходил по-другому: в младшую группу, в среднюю, иногда — в старшую. Был прогресс, но все равно я чувствовал, что нет какой-то цельности… Потом я снова забросил танцы.

Ян танцует кизомбу уже полтора года, а до этого год с перерывами занимался сальсой. Но кизомба в душе победила!
«Фитнес-браслет на кизомбе даже не посчитал, что я шагаю»
Но мы-то знаем: попав в танцевальный мире, его сложно бросить, даже если что-то не удается. Вот и у Яна не получилось:
— Я был подписан на «Квартал» в «Фэйсбуке», и увидел набор на кизомбу. Прикол был в чем: девочки в группе были уже все обученные, а мальчиков набирали новичков. Партнеров реально не хватало! И я подумал – отлично, мне как раз растолкуют все в моем темпе. К кизомбе я тогда относился… Как многие из тех, кто на сальсу ходит – что это недотанец какой-то… Теперь я этого отношения не понимаю!
База в кизомбе проще, но своих нюансов много. Как ты «топчешь» – это принципиально. Наш преподаватель Саша Малагор говорил – и я так и делал – что имеет смысл походить в начальную группу несколько раз. Обращаешь внимание на разные вещи… Учился я медленно, начал ходить на вечеринки. Танцевал я базу, но от партнерш не было взгляда свысока, и это было приятно.
— Кизомбу ты освоил быстрее?
— Опыт сальсы помог быстрее начать танцевать кизомбу. Думаю, сработал бы вариант и наоборот. Уже через год я кизомбу танцевал, сам себя оценивая, хорошо.
— В чем эти танцы разные?
— Кизомба – не зрелищный танец. Сальса – зрелищный, но очень быстрая сальса мне не нравится, это спорт какой-то. Не обращаешь внимания, как ногу «втаптываешь», успеть бы шаги прокрутить и рамку держать! Мне не нравится спортивная составляющая… Нет чувствительности. С другой стороны, я понимаю, что для кого-то кизомба — слишком близко, контакт — больше, чем они могут допустить, и многим это не нравится.
— Я на танцы смотрю еще и как на хорошую физическую нагрузку…
— Сальса – да, а кизомба точно не об этом. На мне как-то на занятии фитнес-трекер был, так он даже шаги не показал, которые я там находил, а их было много!

Дома
«Я подумал: ну кто видит картину в галерее? И повесил в Минске на улице»
— Раньше тебе не нравилось, как ты двигаешься. А сейчас?
— Да, сейчас я по-другому себя чувствую! И мне нравится, как я двигаюсь, — с явным удовольствием улыбается Ян.
— Это танцы?
— Все вместе. Когда я пошел на кизомбу, я как раз немножко переоценивал свою жизнь… Мне было 33 года. Я понял, что у меня мало движухи в жизни, захотелось что-то поменять. Я пошел на кизомбу, начал рисовать и делать какие-то проекты…
— Например?
— Я сделал за городом, где живу, выставочный павильон и вывесил свои картины. Там не предполагалось посетителей! Это был манифест, что искусство может существовать без зрителя.
Потом я подумал: а зачем вообще нужны галереи? Ну придет 100 человек… И повесил картины на улицах в Минске. Их сейчас три, одну сняли. Картины небольшие, 30х40, не агрессивные, без подписей… Под ними хэштег #1guerilla. Если люди делают фото в «Инстаграм» и отмечают ее, я вижу, что картину заметили. Их уже несколько тысяч человек посмотрели!

Ян: «В этой картине — городской закат, текстура и тепло дерева, летние холмы… Много ассоциаций, которые родились в момент написания. Как только эмоция передана, я не вижу смысла что-то дорисовывать». На сайте, кстати, на ней ценник — 300 евро.
— Где висят картины?
— Там, где не бросаются в глаза. Первую я повесил на Кирова, напротив «Динамо»… Висит с августа прошлого года. Вторая возле «Зерна» на проспекте, там, где трансформаторная будка. Последнюю на Новый год на Зыбицкой.
Когда первую картину повесил, назавтра поехал проверять. Был уверен, что снимут! Кто угодно, от коммунальников до вандалов. Картины не повреждают имущество, они на специальной липучке. Если кому-то мешают, можно снять и выкинуть. Но они все перезимовали! Картины под лаком, по бокам закрыты антивандальной краской. Так же я повесил картины и в Вильнюсе, возле кафе.
Тут я забегу немного вперед: когда интервью было завершено и подготовлено для сайта, Ян пересчитал картины. Из четырех картин, которые были в Минске, осталась одна. Три украли. Но первая все же провисела 10 месяцев! В Вильнюсе пока все картины на местах, все с тэгом #1guerilla.
«Я противник формального образования. Самому выучиться быстрее»
— Так, мы перешли уже ко второму увлечению. Знаю, ты рисуешь всего с 2010 года. Просто вдруг взял – и начал?
— Да! До того я фотографировал, но понял, что фотография ограничивает. Чтобы передать эмоции – нужна живопись… Мама когда-то рисовала, я нашел ее холст, краски. Нарисовал картину, мне понравилось. Хотя вторая картина была ужасна, третья тоже… Я начал более осознано подходить, онлайн учился рисунку, как смешать краски. Сейчас ведь много онлайн-курсов, можно выбрать стиль, педагога.
— На твоем сайте стоит ценник… 200-300 евро за работу! Не дороговато?
— Сначала вообще была 1000! Я хочу, чтобы картины ушли людям, которые хотели бы на них смотреть. Если такие есть. Цена не важна… Если бы кто-то предложил другую цену, я бы продал.

Картина, которую Ян повесил возле кафе в Вильнюсе. Она еще на месте!
— Много же у тебя увлечений! Какие еще?
— В школе я писал стихи и прозу на белорусском. Потом я писал музыку, средневековую, вдохновленную «Полацкім сшыткам». Я играю на фоно, но это не уровень музыкальной школы, ходил в музыкальный кружок. Я вообще противник формального образования, и музыкального, и художественного. Когда меня спрашивают, «куда ребенка отдать», я говорю – никуда! Пусть сам рисует, у него будет воображение. Если хочешь нарисовать портрет, как классики рисовали, возьми курс рисунка. А если «я хочу рисовать» — не иди никуда, рисуй!
— А что для тебя танцы?
— Танцы — это тусовка, ты чувствуешь себя частью какой-то группы. Тебя знают на каком-то другом уровне. У меня от занятий сальсой осталось пару знакомых, которых я понимаю именно потому, что я с ними танцевал. Не надо какие-то вещи объяснять. Понимаешь человека, как будто знаешь давно, хотя вы видитесь пару раз в неделю…
— Мне нравится еще такой момент: есть сфера, в которой можно найти себя в любой стране. Можно пойти на вечеринку сальсы, танго… Найти развлечение, новых знакомых.
— Согласен. Кстати, танго – мой следующий этап, мне кажется… Вообще, не развиваться в танцах — это неправильно. Хотя есть люди, которые прямо живут танцами, ездят на все фестивали. Мне кажется, это тоже не совсем правильно, они ограничивают себя. Заменили свою жизнь — жизнью в танцах.

Автопортрет Ян написал так: тюбики с четырьмя красками — желтой, синей, красной и белой — были выдавлены прямо на холст, и там был создан портрет с помощью мастихина, специального инструмента для смешивания красок.
«Любой интерес помогает жить»
— Как тебя представить, как серьезного человека? А то ты как будто только танцуешь, пишешь картины…
— И варю кофе! — уточняет Ян. — В 2008 году мне привезли из Италии кофеварку, эспрессо-машину. Я много времени потратил, чтобы научиться! Разбираюсь в кофе, перенастраиваю ее, для меня это серьезная тема в жизни. Два часа каждый день. Я медитирую так.
— А если спрашивают, чем ты занимаешься, что говоришь?
— Художник! – со смехом отвечает Ян. – Да, говорю «художник» и смеюсь. Вообще, деньги я зарабатываю программированием. Как художник — только трачу. И художественного образования нет.
— А какое есть?
— Экономическое, закончил нархоз. После университета у меня была фирма, занималась финансовым лизингом. Я задумался – а надо мне это? И оказалось, мне это не интересно.
Затем я учился писать приложения для телефонов. У меня были источники дохода, и я спокойно учил все самостоятельно. Это заняло лет шесть. Выпустил приложение, другое… Не получил деньги, но смог научиться – и пошел на работу, уже с опытом.
Деньги нужны, конечно. То, что я делаю в плане мобильных приложений, мне очень интересно! Там и программирование, и своего рода дизайн. Взаимодействие человека с машиной — это захватывающе, и меня привлекает возможность делать его простым. Я хочу, чтобы это было мое основное занятие в жизни. Амбиций хватает.
— И интересов.
— Да. Любой интерес помогает жить!

Эта картина – не холст, а реальная палитра: «В почти любой палитре есть дырка, чтобы удобно было держать… Я для этой картины специально ничего не делал, но оказалось, выглядит она как пейзаж».
Ольга Шестакова
Фото из личного архива и с сайта yan.kalbaska.net.