В рубрике«Лица нашего Квартала» мы знакомим вас с интересными, необычными или просто чем-то очень нас вдохновляющими учениками Студии танца КВАРТАЛ Юлии Шостак.
Первая встреча в нашей рубрике — с людьми, неразделимыми и на танцах, и в жизни: супруги Светлана и Михаил, наши сальса- и блюз-новички. Недавно пришли в «Квартал», и занимаются сразу на двух направлениях!
— Я в этом смысле, что называется, зажигалочка: два раза сальса, один раз — блюз, но по два часа, еще хожу на соло-блюз и на женскую пластику. Пять часов занятий в неделю! Много, конечно… Но мне ведь интересно! – подсчитывает Светлана.
— У меня сальса и блюз. Четыре урока в неделю, – улыбается Михаил, который, кажется, давно смирился, что в танцевальном энтузиазме ему за женой не угнаться.
Удивительная история жизни, брака — и танцев, которые их сопровождают. Даже познакомились они на румбе, а роман сложился — под звуки вальсов и кадрили. И хотя многие видели Светлану и Михаила на занятиях и протанцовках, но не все знают, что в классических танцах эти «новички» обставят наших «старожилов».

Светлана и Михаил в «Квартале» открывают для себя блюз – сильно отличный от того, с которым они когда-то выступали.
История Светланы: «Увидела объявление о танцах и подумала «вот, что мне надо!»»
Светлана хорошо запомнила, как начала танцевать уже серьезные, взрослые танцы:
— Я бежала из библиотеки мимо Дома офицеров, увидела объявление: «Студия бальных танцев приглашает», и подумала: вот то, что мне надо! Мне было немного за 20… Я поступила в ту студию. Первые полгода была школа, основа. Потом мы знакомимся с Михаилом. Отсюда и начинаются настоящие танцы!
— Как познакомились?
— В тот вечер мы разбирали румбу. Я припоздала, стою у двери. Вдруг заходит молодой человек, такой улыбчивый, глаза сверкают… Это был Михаил, он только приехал с Камчатки. Закончил физфак БГУ, был в командировке. И в танцах не новичок был, лет пять танцевал, участвовал в конкурсах.
Кстати, студия бального танца «Мара» недавно отметила 50-летие, Светлана и Михаил были среди почетных гостей. Руководитель студии до сих пор Лидия Петровна Лазарева-Кац, тогда вела занятия с супругом, Максом Самуиловичем.
— В 1965 году, когда Макс Самуилович и Лидия Петровна только начинали, танцевать джайв (или, проще говоря, рок-н-рол) было нельзя – министерство культуры запрещало «западный» танец. Но все равно закрывали двери и танцевали! – говорит Светлана. — Танцы были отдушиной. Те, кто стремился к результатам, шли дальше, участвовали в конкурсах… Нам шили роскошные платья, их создавали модельеры Оперного театра.
— Туфли, в которых я сейчас танцую, — еще с бальных времен, — улыбается Михаил. – Их шили в Оперном театре, там своя сапожная мастерская. И фраки шили, у меня было два – черный и белый.

Светлана и Михаил танцевали бальные танцы, в общей сложности, около двадцати лет.
История Михаила: «Пошел танцевать, чтобы девчонки не смеялись»
— Еще в школе девчонки надо мной смеялись, потому что я не умел танцевать. На первом вечере встречи выпускников в 1966 году специально приглашали, посмеяться. И я решил в отместку им научиться танцевать к следующей встрече! Так и попал в студию, за год мы освоили 34 танца… Я был на втором курсе БГУ, лет 19 мне было. И вот через год они снова меня приглашают… Но облом! – смеется Михаил.
— Отомстили!
— Да, а потом сам увлекся, стал участвовать в конкурсах. Мы познакомились со Светланой, через некоторое время начали танцевать вместе. Я ушел от своей партнерши…
— Мои партнеры были еще «дети», а он был опытный, с ним было интересно, — признается Светалана. Многие сальсеро, думаю, ее поймут. — Мы и в конкурсах танцевали, кроме основной, у нас была русская программа… Я потом считала – 44 танца нам дал Макс Самуилович!
— А вы считали, в каком количестве конкурсов участвовали?
— Сложно, рабочие конкурсы могли быть и каждую субботу. А международных было не так много. В Прибалтике танцевали, в начале 90-х летали на международный конкурс в Находку, нас пригласили от Беларуси. Из 38 пар у нас было 3-е место, за латину и за стандарт.
Общая история: «Сначала мы были танцевальной парой – а потом стали и просто парой»
— На сальса-вечеринках приятно смотреть, что все танцуют с улыбками, нет этих каменных лиц, как в бальных танцах! Там все окаменевшие, статичные… Ну и потом, здесь же все по желанию. В танцевальной студии оставались те, кто хотел результата. И знаете что? Практически все переженились! Танцы — хороший вариант, чтобы найти пару. Вы вместе работаете, добиваетесь – и это уже становится идеей фикс. У нас с Михаилом тоже сначала появилась симпатия, потом танцевальная пара… А потом уже пара. Через года полтора мы поженились.
— Мы уже 44 года вместе, – говорит Михаил.
— И 44 танца у вас, вы говорили! – вспоминаю я. – Уже даже больше, ведь добавились сальса и блюз.
Светлана и Михаил побывали и на первом и последнем чемпионате СССР по бальным танцам: «Из 280 пар мы были на 22-24 местах, это сильный результат».
— Вас отпускали с работы? – спрашиваю, представляя себе, как бы я сейчас летала по странам на сальса-фестивали, и выражение лица начальства.
— Конечно, мы ведь и там в самодеятельности танцевали, если нужно. Это приветствовалось, — говорит Михаил, он работал на кафедре факультета физики БГУ.
— Я была музработником, потом перешла в школу-интернат для глухих детей, потому что и там самодеятельность была нужна. Кружки вели в школах, в Доме пионеров… Мы подсчитали, что 80 детей выучили танцевать!
— Вы вместе преподавали?
— Да, бальные танцы. Но потом надо было строить дом, а Михаил и работал, и учился. Мы поначалу ездили по субботам на танцы, но потом был перерыв… Из танцев мы ушли примерно в 97-98 году. И из-за сложностей со здоровьем, и время наступило такое, сложное.
«Увидела рекламу «Квартала», пришла и попросила показать мне Юлию Шостак»
— Я уже не работаю, дети выросли. Хотелось чем-то себя занять, чтобы и интересно, и полезно… А вот мужа пришлось поуговаривать! Мы пошли сначала на аргентинское танго. Нас все время поправляли, что мы стоим как бальники, а надо вообще уткнуться друг в друга! — смеется Светлана. – Мы около года позанимались. А потом меня подключили в «Фэйсбук», и я там увидела «Квартал Юлии Шостак». Название было звонкое, стало интересно, и я пришла в «Квартал». Спросила, какие есть танцы, и можно ли на Юлю посмотреть. Открыла зал, там стоит миниатюрная девочка, не накрашенная, и с таким интересом смотрит на всех, кто занимается!
В сентябре я посмотрела, что по времени подходит, и мы пришли. Здесь великолепная атмосфера и, что мы тоже очень ценим, организованность.
— А почему выбрали сальсу?
— Ну, было понятно, что это самба, что основа – самба. Это то, что мы знаем, что нам легко. Музыка понятная…
— …а оказалось все совсем иначе! – замечает Михаил.
— Да, интереснее. Здесь рисунки длинные, оригинальные движения. Потом я увидела блюз, опять уговаривала: «Ну давай пойдем!». Мы ведь танцевали его, на сцене выступали… Но советский блюз — другой. Музыка та же, основной шаг такой же, но коротенький рисунок повторялся, как заезженная пластина – та-та, поворот, растяжка, закрутка – и снова. Здесь тебе дают кусочки – и складывай, набирай, как бусинки. А какие педагоги Алина и Саша! Пластика, раскованность – изумительные.
«Хочется узнать, и что такое зук, и что такое кизомба»
— Чувствуете иногда иное отношение к себе, из-за того, что вы старше?
— Некоторые ребята смотрели с недоверием, но мы-то партнеры опытные, танцуем давно. Для меня точно разницы нет, — говорит Светлана. — Я подсказываю иногда, как что танцуется…
— Мне комфортно, да и девушки благодарят после танца, — улыбается Михаил.
— Он очень хорошо ведет, — тут же уточняет Светлана. — В сальсе сложнее, конечно, но опыт помогает. И музыка замечательная! Я в интернете нашла, что нравится, сохранила.
— Мало людей вашего возраста танцует… Почему?
— Быт заедает… А может, и близкие смотрят на тебя, как на старые тапки. Но сделать шаг, вырваться из быта и рутины! Я борюсь за то, чтобы жить, ходить, а не лежать. И врачу говорю: всем советуйте танцы! У кого с суставами проблемы, со спиной, должны танцевать. Я знаю девушку, ходит — прихрамывает, а танцует – нет! Скажу свои достижения: похудела, — добавляет Светлана важный аргумент для женщин (да и многих мужчин). — Сначала килограмм, потом два, потом три…
— О да, это важно, поддерживаю.
— Стала прежней спина, перестали болеть кости-суставы, потому что разминка у Саши Душевского очень хорошая. И выходишь с замечательным настроением!
— О каких-то еще танцах думаете?
— Конечно! Я бы хотела узнать и что такое зук, и что такое кизомба. Посмотрим на следующий сезон. И еще – мне было бы очень приятно увидеть ровесников на занятиях, конечно. Это содержание жизни, это интересно, красиво.
«Внуки играли на гитаре, и я подумала: почему бы мне не заняться?»
Танцами интересы у Михаила и Светланы не ограничиваются.
— Внуки в музыкальной школе занимались гитарой, я за ними подыгрывала, а потом думаю: почему бы самой не заняться? Всегда хотела, но не складывалось… А тут оно само пришло! Уже несколько месяцев занимаюсь гитарой, — смущенно улыбается Светлана. – На днях сыграла пьесу, которую играют в конце первого класса. Я педагога по гитаре благодарю, у меня жизнь приобрела такие краски! Сейчас в музыкальных школах любой человек может прийти в коммерческий класс, освоить любой инструмент. Не обращайте внимания на кризис, занимайтесь собой!
Михаил уже девять лет на пенсии, но все эти годы работает водителем такси. А еще – увлекается машинами, едва ли не каждую, что была у него, мог разобрать и собрать. Какое-то время был в автоспорте, но не сам гонял — был механиком.
— Жена сказала «или твое хобби, или наша семейная жизни», — смеется Михаил. – Пришлось выбирать!
Беседовала Ольга Шестакова
Фото: Лиза Соловей